Новая профессия: R&D-менеджер
В России формируется новая профессия – R&D-менеджер. Чем занимаются эти специалисты, и какие карьерные перспективы сулит им новая профессия?

R&D-менеджеры (от англ. Research &Developmet) — это «возмутители спокойствия» внутри корпораций. Именно они разрабатывают стратегии технологического развития компании, ищут перспективные разработки и проводят модернизацию производства. Подчас им приходится решать нестандартные для отрасли задачи и осваивать новые области знаний. И все это одновременно и в кратчайшие сроки.
Департаменты R&D созданы практически во всех крупных российских компаниях, как частных, так и государственных: «Росатом», ФГУП «Космическая связь», НЛМК, Объединенные машиностроительные заводы, «Русэлпром», «Русгидро», СИБУР, РЖД, КАМАЗ, «Алроса» и др. В самых продвинутых с точки зрения технологий компаниях численность R&D отдела может достигать нескольких десятков человек. Например, в «Лаборатории Касперского» R&D отдел объединяет треть сотрудников (882 человека).
В зависимости от отрасли, должность руководителя может называться «начальник отдела инноваций и развития», «директор по стратегиям и развитию бизнеса» или «менеджер по маркетингу инноваций». По инициативе института развития ОАО «РВК» провел опрос 55 R&D-менеджеров из 46 крупнейших российских компаний и выяснил, что большинство респондентов относятся к категории топ-менеджеров и имеют соответствующий статусу доход — в среднем 160 тысяч рублей и выше.
85% опрошенных имеют базовое техническое или естественно-научное образование. Причем подчиненных они набирают по тому же принципу: наличие у соискателя дополнительного экономического или менеджерского образования не влияет на решение о трудоустройстве. На базе хорошего технического образования специалист может уже в процессе работы овладеть методами разработки стратегий и оценки экономической эффективности, получить необходимые знания по управлению инновационными проектами.
— Менеджеры зачастую вырастают из рядовых специалистов, — говорит заместитель директора «Лаборатории Касперского» по работе с персоналом Виолетта Абрамова. — У нас есть ряд ценностей: гибкость, адаптивность и интеллект, которые Евгений Касперский назвал самыми важными для специалистов высокотехнологичной сферы. Уже на этапе отбора кандидатов мы смотрим, обладает ли человек этими качествами. Наши специалисты в R&D посещают самые лучшие стажировки. Для нас корпоративное обучение имеет большую ценность, поскольку оно дает специалистам конкретные практические знания из конкретной области. Тогда как аспирантура и второе высшее образование — это больше академические истории.
В «Яндексе» также предпочитают самостоятельно растить будущих R&D менеджеров из сотрудников с базовым техническим образованием. «Весь наш бизнес построен на новых идеях и технологиях, и фактически в каждой команде — свои разработки, — поясняет Юлия Бабикова, PR-менеджер компании «Яндекс». — Также есть отдельное структурное подразделение — группа исследователей. Они занимаются исследованиями в областях информационного поиска, машинного обучения, обработки изображений, фильтрации спама и других. Часть сотрудников группы — выпускники Школы анализа данных (ШАД), созданной по инициативе «Яндекса». Кстати, к образовательным проектам в компании подходят с особой тщательностью и начинают воспитывать потенциальных сотрудников еще со школьной скамьи. Стратегическое решение «Яндекса» — открыть ШАД для старшеклассников. Это лишнее подтверждение тому, что высококлассные программисты будут востребованы на рынке труда в долгосрочной перспективе.
В настоящее время R&D директоры — в абсолютном большинстве выпускники технических вузов, выросшие до топовой должности с позиции рядового специалиста внутри компании. Идеальных специалистов каждая компания предпочитает воспитывать в первую очередь «под себя» соразмерно собственным запросам. Впрочем, в ближайшем будущем технические вузы начнут выпускать готовых R&D-cпециалистов. ОАО «РВК» как институт развития инициировало разработку нового курса «Инновационная экономика» для бакалавров технических вузов. В НИТУ «МИСиС», МГТУ им. Баумана, Самарском государственном аэрокосмическом университете, Московском государственном горном университете и Рязанском радиотехническом университете студенты уже осваивают программы по коммерциализации и трансферу технологий. Учебно-методическое объединение вузов РФ в области материаловедения и металлургии рекомендовало внедрить этот курс во всех технических университетах страны. Так что вскоре станет такой же неотъемлемой частью образовательного стандарта, как и высшая математика.
Смотрите также:
Топ-10 технических вузов, популярных у работодателей
С места – в карьеру
Карьерный рост в технологическом секторе. Где быстрее?
Профессионалы будущего. Здесь и сейчас